Время работы: музей работает с 9.00-22.00

История мозаичного искусства на примере благоустройства общественного пространства в Геленджике - Gelendzhik Museum

  • Home
  • Latest Blog
  • История мозаичного искусства на примере благоустройства общественного пространства в Геленджике
25 Мар

Кривошеева Полина,

младший научный сотрудник

отдела истории

История мозаичного искусства

на примере благоустройства

общественного пространства в Геленджике

Мозаичное искусство берет своё начало еще в древности. Первые известные мозаики появляются в Шумерском царстве в четвертом тысячелетии до нашей эры. Мозаика также была распространена в Древней Греции и в Древнем Риме. На Руси этот вид искусства стал популярен благодаря христианству, пришедшему из Византии. Именно в Византийской империи мозаика пережила пик своего расцвета, а в Киевской Руси применялась для украшения православных храмов и церквей. С XII века мозаику постепенно стала вытеснять фреска, и со временем на Руси мозаичное искусство было забыто. Только в Елизаветинское время уже в Российской Империи возрождением мозаики занялся М.В. Ломоносов. В годы Первой мировой войны, революции, гражданской войны искусство мозаики вновь переживает упадок, в первую очередь из-за своей дороговизны. По этой же причине при уже установленной советской власти для украшения общественно-значимых зданий и агитации поначалу используется фреска. Со временем, по мере социально-экономического развития советского общества на смену фрескам вновь приходит более дорогая, но и более долговечная, яркая мозаика. Возвращается она в виде гербов СССР, Украинской ССР и РСФСР на Киевском вокзале в Москве (1925 г.) и в виде украшения интерьера мавзолея В.И. Ленина.

Мозаика теперь – неотъемлемая часть советского монументализма, она и сейчас украшает стены общественно-значимых зданий, концертных залов, вокзалов, вестибюлей метро и т.д. При этом несет в себе идею, смысл, социалистическую агитацию. В 1950-х годах развивается новое направление монументального искусства – советский модернизм, которое будет популярно в СССР вплоть до 1980-х годов. В мозаиках теперь, помимо традиционной смальты, используются галька, керамическая плитка, цветной бетон, кирпич. Часто применяется сочетание различных техник.

Для советского мозаичного искусства 1960-х годов характерно нарочитое подчеркивание швов, демонстративное использование дешевых материалов, в частности, битой керамической плитки, грубая пластика.

В 1970-е годы в СССР переживают расцвет научно-исследовательские институты. Монументалисты стали получать заказы на оформление фасадов и интерьеров промышленных предприятий, НИИ по всей стране. Также в этот период становится популярным оформление мозаикой жилых многоквартирных домов, пионерских лагерей, кафе, кинотеатров. Но в качестве решения оформления таких объектов применялись, как правило, плоские мозаичные панно. А 1970-е годы примечательны еще тем, что именно в это время мозаикой уже оформляют фонтаны, автобусные остановки, малые архитектурные формы, то есть она приобретает большую пластичность и рельефность. Именно в 70-е годы XX века монументальная мозаика выделяется в самостоятельный вид искусства. В сюжетах мозаики чаще отображается специализация учреждений, которые она украшает. В 1980-е годы в связи с экономической и политической обстановкой в стране темы монументальных работ становятся всё более отвлеченными, редко содержат в себе какую-либо идеологическую составляющую.

В Геленджике мозаичное искусство, как один из вариантов оформления общественного пространства, получает распространение в 1970-е – 1980-е годы. К сожалению, на сегодняшний день на территории муниципального образования сохранилось крайне мало образцов советской мозаики.

Мозаика в фойе Дворца культуры им. Л. Плешкова

В фойе Дворца культуры им. Л. Плешкова можно увидеть большое панно, украшающее одну из его стен. Сам Дворец культуры был построен в 1972 году, изначально как городской курортный зал. Тогда же и было создано мозаичное панно. В сюжете этой мозаики – тема сказки и искусства. В верхней её части – солнце, в которое «вписана» театральная маска. Такой подбор сюжета характерен для 70-х годов прошлого века, в нём отображена деятельность культурного учреждения. Также эта мозаика примечательна тем, что выполнена в технике «Мозаичная штукатурка», для её изготовления используется мелко дробленная смальта. Таким образом, мозаика во Дворце культуры является отличным примером, характерного для 1970-х гг. стремления к творческим экспериментам советских художников-монументалистов.

Мозаика на стене пансионата «Строитель»

Еще одно большое панно украшало стену пансионата «Строитель». Предположительно, автор мозаики – Анатолий Беломыцев. В сюжете мозаики – прославление труда: слева женщина, собирающая урожай, справа мужчина-строитель. В центре, на фоне солнца, пара, играющая в мяч.

Не так давно была утрачена мозаика, украшавшая стену здания на улице Маячной. Это было мозаичное панно, работы неизвестного теперь автора, по содержанию и материалам типичное для 80-х годов XX века: отвлеченная морская тематика, использование вместе со специальной смальтой битой керамической плитки, крашеной гальки.

Мозаика на ул. Маячной 2

В с. Дивноморское на пляже пансионата «Энергетик» сохранилось мозаичное панно 1980-х гг. Тема мозаики – сказка и природа: животные, птицы, цветы, большое солнце. В качестве материалов использованы кусочки керамической плитки и крашенная галька.

На Тонком мысе автобусная остановка «ДПС» украшена мозаикой, выполненной из кусочков керамической плитки. Вероятнее всего остановка появилась здесь в одно время с домом отдыха «Автомобилист» в 1980-х гг.

Остановка «ДПС». Геленджик, Тонкий мыс

В с. Кабардинка сохранилось, созданное в 1974 году, объемное мозаичное панно «Детство» в детском лагере «Альбатрос». Автор работы – Анатолий Поддубский. Мозаика выполнена из кусочков керамической плитки. В центре панно – пионеры – мальчик и девочка, их окружают цветы, горны, над головами детей солнце. По материалу, объему и сюжету работа является прекрасным образцом советского монументализма 1970-х гг.

Мозаика в лагере «Альбатрос»

В 2023 году мозаика была реставрирована группой профессиональных художников под руководством Никиты Полякова. Панно «Детство» — пример бережного отношения не только к советской мозаике в частности, но и к истории, культуре, искусству, ведь советский монументализм является частью огромной эпохи, частью нашего культурного наследия, которое, безусловно, нужно сохранить для последующих поколений.

Скачать статью

Add Your Comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Logo

О музее

Краткая информация

Подробнее

Связаться с нами

 Версия для слабовидящих